Свалка
Иное документальное кино создает эмоциональный фон куда более яркий, чем многие художественные ленты. Такова и «Свалка» — фильм об искусстве, возникающем из мусора и о людях с самого дна.
год |
2010
|
страна |
Бразилия, Великобритания
|
слоган | «Волшебная сила искусства творит чудеса» |
режиссер | Люси Уолкер, Карен Харли, Жуан Жардим |
продюсер | Энгус Эйнсли, Хэнк Ливайн, Андреа Барата Рибейро |
оператор | Эрнесто Геррманн, Дуду Миранда, Элоиза Пассос |
композитор | Моби |
монтаж | Педро Коз |
жанр | документальный |
в ролях | Вик Муниз |
Кратко о фильме Свалка (2010):
Оставив свой дом в Нью-Йорке, известный художник Вик Мунис возвращается на родину в Бразилию, чтобы запечатлеть самую большую мусорную свалку в мире Жардим-Грамашо, расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, и ее обитателей — катадорес, занимающихся сортировкой отходов. Поначалу Мунис собирался «написать» серию портретов при помощи мусора. Оказалось, что общение с художником в работе над этими портретами позволило им по-новому взглянуть на себя и свою жизнь.
Рецензия фильме Свалка (2010):
Иное документальное кино создает эмоциональный фон куда более яркий, чем многие художественные ленты. Такова и «Свалка» — фильм об искусстве, возникающем из мусора и о людях с самого дна.
Картина начинается как самая обычная документалка об известном деятеле современной инсталляции и фотографии. Хотя на самом деле, как и все представители «лэнд-арта», Вик Мунис известен скорее в узких кругах поклонников современного искусства. Так что «Свалку» можно считать отличным примером самопиара. Но это становится ясно гораздо позже, а в начале все куда прозаичней. Бразилец, улетевший жить в штаты отнюдь не благодаря талантам, а из-за пули, полученной в перестрелке, возвращается в родные фавеллы, дабы запечатлеть самую большую в мире свалку Жардим-Грамашо. Казалось бы банальный, фильм резко «оживает» в момент знакомства Вика с катадорес — работниками свалки. Жизнь последних, надо сказать, не легкая. Каждый день обычного катадорес состоит из рейдов на помойку и поисков отходов, подлежащих утилизации. Причем в постоянном ковырянии в отбросах люди ничего плохого не видят, ведь это работа, а в Бразилии, как мы знаем, дефицит вакансий. Одна из работниц свалки даже плюсы находит в своей профессии — она не проститутка, как многие её сверстницы. И как-то невольно пропитываешься уважением к этим людям. Да, они живут на самом дне, и кто-то презрительно фыркнет «люмпены», но, в отличие от типичных представителей той самой прослойки, катадорес хотят честно работать, при этом принося пользу обществу. Особенно трогательна история парня, собиравшего на свалке книги, и планировавшего потом открыть библиотеку. Для большинства его «коллег» книги являются всего лишь макулатурой, не более чем средством заработка, а он проникся циничными строками Макиавелли и с тех пор книга стала лучшим его другом.
Повстречав этих жизнерадостных людей, живущих в ужасного вида бараках, Вик убил двух зайцев — создал великолепные инсталляции и придал фильму оптимистичное содержание.
Кто-то скажет, что Мунис занялся благотворительностью исключительно ради собственной выгоды. Если пораскинуть мозгами, то становится ясно, что толика правды в этом есть — после выхода ленты в прокат, число людей, знакомых с творчеством художника, заметно возросло. Но ведь не деньги стали главным подарком Муниса людям со свалки. Ему удалось показать им иной мир, удалось заставить их поверить в собственные силы и возможности. В работе над инсталляциями принимал участие каждый катадорес из тех, что согласились работать с Виком. И после этой работы, воодушевленные результатами труда, люди свалки поверили в себя и им уже расхотелось возвращаться на Жардим-Грамашо. Тем самым Мунис дал понять всем тем, кто уже добился чего-то в жизни — оглянитесь вокруг, быть может есть люди, способные на нечто большее, но им просто нужно помочь.
Ну и пара слов о самих работах мастера. Ни для кого не секрет, что современное искусство давно шагнуло за рамки канонов. Удивительные произведения вышли у этого жизнерадостного бразильца, особенно с учетом материала, из которого они составлены. Творческий подход позволяет любые подручные средства превратить если не в шедевр, то как минимум в великолепное произведение. Да-да, от высокопарного слова «шедевры» я все же воздержусь — Мунис не первый, кто использует мусор в качестве художественного материала и далеко не первый мастер инсталляционного творчества. Но то, что он сделал на старой свалке, чисто эстетически приятно для глаз. И да, искусство давно уже перестало быть исключительным — теперь многие произведения нельзя рассматривать в отрыве от их истории и творческой позиции автора. А в данном случае у каждого полотна есть свой герой, со своей историей.
Вывод: Очень жизнеутверждающий фильм, жаль, что в прокате он провалился.
10 из 10